Глава 1

Общие закономерности жизни

Изучив главу, вы сможете характеризовать:

•  предмет науки биологии;

•  значение многообразия форм жизни;

•  методы исследования, используемые в биологии.

Вы сумеете:

•  называть общие свойства живых организмов;

•  объяснять закономерности живой природы, которые изучает биология;

•  определять существующие в природе биосистемы по уровню их организации.

 

§1. Биология — наука о живом мире

Вспомните

•  что называют живой природой;

•  что изучает биология.

 

Биология как наука.

Биология — наука о живом мире нашей планеты. Название этой науки произошло от двух греческих слов: bios — «жизнь»; logos — «учение».

 

Предметом изучения биологии являются главные закономерности в проявлениях жизни: строение, функции живых организмов, видов и природных сообществ; распространение, происхождение и развитие, связи организмов (и видов) друг с другом и с окружающей средой.

 

Биология, как и любая наука, представляет собой особую отрасль культуры общества, способ познания окружающего мира и применения знаний на пользу человечества. Наука всегда связана с исследованием, с деятельностью, направленной на поиск новых знаний, многие из которых непосредственно участвуют в создании благоприятных условий для прогресса во всех областях существования и деятельности общества.

 

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества — оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, грибы опасны или ядовиты, какие могут быть использованы в пищу, чем лечиться, из чего изготовлять одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жильё. Эти знания люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее начали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, указывать места обитания, особенности использования, способы их выращивания — культивирования.

Из литературных памятников древних египтян, вавилонян, евреев, индийцев, китайцев известно, что уже в то время люди многое знали о строении растений и животных, применяли эти знания в медицине и сельском хозяйстве.

 

Например, на клинописных табличках (XIV в. до н. э.), найденных в Месопотамии, есть сведения о различных растениях и животных, о делении животных на плотоядных и травоядных, а растений — на деревья, овощи и лекарственные травы. В древнеиндийских памятниках «Ма-хабхарата» и «Рамаяна» (VI—II вв. до н. э.) говорится о повадках и образе жизни более 50 видов животных и о свойствах многих растений. В рукописных книгах древнего Вавилона есть описания способов обработки земли, указывается время посева различных культурных растений, перечисляются животные — вредители урожая.

 

Исследование живой природы всегда было условием выживания людей. Но уже в VI-V вв. до н. э. формируется научный подход к изучению природы. Трудами Платона, Аристотеля, Теофраста, Гиппократа, Плиния было обосновано значение знаний о природе и положено начало ботанике, зоологии, агрономии, медицине.

 

Первой энциклопедией, содержащей сведения о природе, можно считать 37-томный труд римского писателя и учёного Плиния Старшего (I в. н. э) «Естественная история». В этой работе изложены многочисленные сведения о растениях и животных (культурных и диких).

В работе Плиния Старшего и в последующих трудах по естественной истории помимо достоверных сведений о растениях и животных содержалось много вымышленных, поскольку методы биологических исследований были ещё несовершенны и сводились в основном к описанию и систематизации наблюдаемых природных явлений. Естественной историей с того времени вплоть до XIX в. стала именоваться область знаний о живой природе.

 

Термин «биология» впервые был употреблён в 1779 г. немецким профессором анатомии Т. Рузом.

 

В 1802 г. французский натуралист Ж.Б. Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы.

Ж.Б. Ламарк  (1744-1829)

Современная биология. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Это позволяет рассматривать биологию как целостную систему биологических наук.

 

Так, растения изучает ботаника, животных — зоология, анатомо-физиологические свойства человека — биология человека, бактерий —микробиология, вирусы — вирусология, грибы — микология, классификацию организмов по родственным группам (таксонам) — систематика, клетку — цитология, наследственность и изменчивость организмов — генетика, взаимоотношения организмов и среды — экология.

 

Наиболее тесно биология связана с потребностями человека в пищевых продуктах и лекарствах, в безопасной для жизни среде. В связи с этим в системе биологических наук происходит интенсивное развитие медицины, агрономии, животноводства, селекции, биотехнологии, гигиены и охраны природы. Осуществляется обогащение биологии методами и технологиями других наук (физики, химии, географии, экономики и др.). открытиями в различных областях человеческой деятельности. Практические запросы людей определяют новые направления дальнейшего развития биологии как науки и как практической области знаний в преобразующей деятельности человека.

 

Знание биологии важно для решения проблем сохранения окружающей среды, природных ресурсов и биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, обеспечения устойчивого развития природы и общества.

 

В настоящее время общество вступило в эпоху постиндустриального и информационного развития, когда основой прогрессивного существования человечества служат знания. Знания стали основным условием развития личности, обеспечивающим ей гарантию успешной реализации своих возможностей в жизни. Приобретение знаний в области биологии обеспечивает не только общеобразовательный, но и мировоззренческий, природосообразный и культурологический менталитет современного человека.

   Наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.

 

Вопросы для самоконтроля

1.  Объясните, почему биология, будучи одной из древнейших наук, необходима современному человеку.

2.  Докажите, что биология — наука, взаимодействующая с практикой.

3.  Поясните различие между естественной историей и биологией.

 

4.  На какое содержание предмета биологии вас ориентирует название данного учебного курса?

Выполни задания 

Этапы научного познания (Выстроить по порядку)