Подведём итоги

Что вы узнали из материалов главы 1 «Общие закономерности жизни»?

Проверьте себя самостоятельно

1.  Назовите общие свойства живого.

2.  Охарактеризуйте основные свойства биосистемы.

3.  Перечислите уровни организации живой материи.

4.  Почему нужно изучать биологию?

5.  Назовите основные методы биологических исследований.

6.  В каких случаях используют метод моделирования?

7.  На какой основе построено различие между структурными уровнями организации жизни?

8.  Поясните, что обозначают термином «эволюция».

9.  Приведите примеры представителей организменного уровня жизни.

Выполните задания

 

А.      Сформулируйте правильный ответ.

1.  Какое определение относится к уровню организации жизни?

а) биохимический

б) клеточный

в) функциональный

г) бактериальный

2.  Какой признак характеризует только живой организм?

а) присутствие органических веществ

б) наличие водной среды

в) наличие обмена веществ и превращения энергии

г) присутствие химических элементов

3.  Раздражимость у организмов проявляется

а) в усилении роста

б) ускорении развития

в) реагировании на факторы среды

г) поиске защиты

 

Б. Выберите наиболее полное определение.

Развитие организма (онтогенез) — это

а) формирование его внешних и внутренних органов

б) увеличение размеров тела

в) совокупность качественных изменений от момента его зарождения до конца жизни

г) появление способности к размножению

 

В.      Уберите лишнее понятие.

1. Описание, сравнение, высказывание, мониторинг.

2. Эдафобионт, аэробионт, хозяин, эндобионт.

3.  Биосфера, атмосфера, биологическое разнообразие, системное разнообразие.

4.  Эукариоты, прокариоты, человек, вирусы.

 

Обсудите проблему в классе

1.  Какое значение для появления многообразия форм жизни имеют разные среды жизни в биосфере?

2.  По каким признакам можно сравнить между собой представителей различных царств (растения, животные, грибы, бактерии)?

3.  Почему популяционно-видовой и биогеоценотический уровни часто называют надорганизменными?

4.  В чём ценность биологии для культуры общества?

 

Выскажите своё мнение

Почему нужно изучать проявления закономерностей жизни?

 

Ваша позиция

Оцените ваше личное отношение к науке биологии и её значение для современного общества и природы.

 

Проведите наблюдение и сделайте вывод

Проведите наблюдение за живым миром рядом с вашим домом или школой. Отметьте наличие разных форм биологического разнообразия. Сосчитайте количество видов деревьев, кустарников и животных (птиц, зверей, насекомых и пр.). Смоделируйте схему записи наблюдений и укажите, по возможности, названия изучаемых объектов. Сделайте общий вывод. Результаты вашей работы запишите в тетрадь.

 

Учимся создавать проекты, модели, схемы

Спроектируйте сравнительную таблицу или рисунок (схему) для отображения сходства и различия живой и неживой природы.

Создайте проект презентации на тему «Ценность биологического разнообразия для человека» или «Роль биологического разнообразия в природе.

 

Темы для проектов для выполнения в группе.

Создание проекта - презентации на тему «Биология в античное время и в наши дни».

Подготовка иллюстрированного атласа или электронного справочника на тему «Российские учёные-биологи».

 

________________________________________________________________

Организмы обычно приспособлены к своей среде обитания.

 

Приспособленностъ проявляется в особенностях их внешнего и внутреннего строения, функциях, в поведении, ритмах их жизненной активности, географическом распространении.

 

Приспособленность организмов определяется пределами (границами) свойственной им наследственности. В своей среде обитания организмы хорошо «прилажены» к окружающим условиям, в которых сформировался их образ жизни. Здесь они живут, размножаются, растут, развиваются, используют свойства среды для поддержания процессов своей жизнедеятельности. Такая «прилаженносгь» организмов к среде формируется очень долго — в процессе исторического развития, процессе эволюции.

 

________________________________________________________________

Найдите в библиотеке (или в Интернете) книгу В.М. Корсунской «Три великих жизни», из которой вы узнаете многое о жизни и деятельности Ж.Б. Ламарка и других учёных-натуралистов.

 

Зайдите в Интернете на сайты http://floranimal.ru или http://www.unnaturalist.ru. Вы найдёте много интересных сведений о научных открытиях известных учёных-биологов и о свойствах живых организмов.

 

 

Биосистема, биосфера, наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент (опыт), моделирование, признаки живого, биологическое разнообразие, структурные уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный