Краткое содержание главы

 

    1.  Клетка является элементарной структурной единицей живой материи. Все организмы, кроме вирусов, состоят из клеток.

 

    2.  Несмотря на большое разнообразие клеток (прокариотических, эукариотических), все они сходны между собой, что свидетельствует об универсальности их структуры, процессов жизнедеятельности и функций в природе, а следовательно, и о единстве происхождения живой материи.

 

    3.  Состав химических элементов в клетке сходен с их составом в оболочках Земли. Химические элементы в клетке присутствуют в виде ионов различных неорганических веществ (вода, минеральные соли, кислоты, кислород, углекислый газ) и органических веществ.

 

    4.  Для клеток живых организмов характерно большое содержание органических веществ, среди которых преобладают четыре группы — углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты. Органические вещества в клетках присутствуют в виде полимеров (макромолекулы полисахаридов, белков, нуклеиновых кислот) и неполимерных веществ (липиды, аминокислоты, азотистые основания, моно- и дисахариды, нуклеотиды, АТФ и др.).

 

    5.  В живой клетке постоянно совершается обмен веществ (метаболизм). Он включает два взаимосвязанных процесса: ассимиляцию и диссимиляцию. Совокупность их химических реакций обеспечивает синтез новых соединений, необходимых для жизнедеятельности клетки, и расщепление уже имеющихся или поступающих веществ, сопровождающееся выделением энергии, которая необходима для осуществления синтетических процессов.

 

    6.  Метаболизм реализует связь клетки с окружающей средой: из внешней среды она получает энергию (в виде энергии солнечного света или с пищей) и минеральные вещества, во внешнюю среду выделяет конечные продукты обмена.

 

    7.  В процессе эволюции в осуществлении всех процессов жизнедеятельности клетки (реакций обмена веществ, процессов роста, развития, размножения) установилось согласованное взаимодействие между всеми её частями и внутриклеточными структурами. Это взаимодействие характеризуют строгая упорядоченность внутриклеточных структур, чёткое разграничение функций между ними, наличие и размещение определённых ферментов, обеспечивающих регуляцию всех процессов. Это обусловливает целостность клетки и позволяет рассматривать её как особую живую систему — биосистему клеточного уровня организации жизни.

 

    8.  В основе всех форм размножения лежит деление клетки. Клетки прокариот (бактерий) размножаются простым делением надвое. Размножение клеток эукариот (растений, грибов, животных) происходит более сложно: вначале осуществляется деление ядра на две равнозначные части, а затем – деление цитоплазмы.

 

    9.  Наследственная информация о свойствах и признаках организмов заключена в молекулах ДНК: у бактерий в одной кольцевой молекуле ДНК (условно называемой «хромосомой»), у эукариот — в линейных молекулах ДНК, совместно со специфическими белками образующих хромосомы. Нуклеоид прокариот находится в цитоплазме, а хромосомы эукариот — в ядре клетки.

 

    10.  В клеточном цикле важную роль играет интерфаза, в процессе которой происходит удвоение хромосом — носителей наследственной информации.

 

    11.  Процесс деления клетки надвое, во время которого происходит равнозначная передача её наследственных свойств дочерним поколениям, обеспечивает непрерывность жизни на Земле.

 

 

 

Подведём итоги

 

Что вы узнали из материалов главы 2 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»?

 

 

 

Проверьте себя самостоятельно

 

1.  Какова причина того, что структура и свойства клетки были открыты лишь в XIX-XX вв.?

 

2.  Обоснуйте необходимость знаний о клетке в повседневной жизни.

 

3.  Каковы основные структурные компоненты клетки?

 

4.  Охарактеризуйте важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.

 

5.  Докажите, что клетка — биосистема и организм.

 

6.  Почему формулирование клеточной теории ускорило исследование клетки?

 

7.  Как клетка образует органические вещества?

 

8.  В каких процессах жизнедеятельности клетки участвует АТФ?

 

9.  Что обозначают термином «комплементарность»?

 

10.  Охарактеризуйте процесс репликации.

 

11.  Назовите функции различных типов РНК в клетке.

 

12.  Какую роль в клетке играет вода?

 

13.  Что служит матрицей для синтеза иРНК?

 

14.  Из каких этапов состоит клеточный цикл?

 

15.  Какова биологическая роль интерфазы в жизни клетки?

 

 

 

Выполните задания

 

A.  Сформулируйте правильный ответ.

 

1.  Процесс первичного синтеза глюкозы происходит

 

а) в ядре

 

б) хлоропластах

 

в) рибосомах

 

г) лизосомах

 

2.  В ядре информация о последовательности аминокислот с молекулы ДНК переносится на молекулу

 

а) рРНК

 

б) тРНК

 

в) иРНК

 

г) АТФ

 

3.  Расхождение хроматид к полюсам клетки в процессе митоза происходит

 

а) в анафазе

 

б) телофазе

 

в) профазе

 

г) метафазе

 

 

 

Б. Уберите лишний термин.

 

  Фотолиз, клеточный цикл, интерфаза, митоз.

 

  Диссимиляция, ассимиляция, фотосинтез, хлоропласт.

 

  Мономер, полимер, ДНК, белок.

 

  ДНК, РНК, репликация, ферменты.

 

 

 

B.  Исправьте ошибку в утверждении.

 

  Транскрипция завершает процесс синтеза белка в клетке.

 

  В цитоплазме находятся органоиды, митохондрии и хлоропласты.

 

Обсудите проблему

 

1.  Почему клетки прокариот, возникшие на Земле ранее других организмов и сохранившие черты примитивности своего строения, существуют на нашей планете и поныне?

 

2.  Каким образом осуществляется управление процессами жизнедеятельности клетки?

 

 

 

Выскажите своё мнение   

 

В чём ценность биологических знаний для личности и для общества?

 

 

 

Ваша позиция

 

Способствует ли знание строения и свойств клетки пониманию общих законов и закономерностей жизни?

 

 

 

Проведите наблюдения и сделайте вывод?

 

Внимательно рассмотрите рисунки. Определите, на каких стадиях митоза присутствуют хромосомы, внешний вид которых представлен на рисунке слева, а на каких стадиях — справа. Сделайте вывод о биологической роли митоза.

 

 

Учимся создавать проекты, модели, схемы     

  Подготовьте презентацию к докладу на тему «Размножение клеток прокариот и эукариот».

  Выполните динамическую модель митоза для школьного кабинета биологии. Сделайте эскиз предполагаемой модели, подберите материал для её выполнения. Раскрасьте модель красками.

 

Темы проектов для выполнения в группе        

  Создание динамической модели биосинтеза белка в клетке.

  Выполнение проекта-презентации с рисунками и объяснительным текстом на тему «Биологическое разнообразие одноклеточных эукариот».

  Создание иллюстрированного атласа или электронного справочника на тему «Опасные и полезные бактерии».

        Науку, изучающую клетку, называют цитологией (греч. kytos — grjf «клетка», «вместилище» и logos — «учение»). Цитология исследует • состав, строение и функции клеток многоклеточных и одноклеточных организмов. Эта наука ведёт свою историю с середины XIX в., но корни её уходят в XVII в. Развитие знаний о клетке во многом связано с усовершенствованием технических устройств, позволяющих её рассмотреть и изучить.

        Центромера — небольшое фибриллярное тельце, осуществляющее первичную перетяжку хромосомы. Это важнейшая часть хромосомы, так как определяет её движение при митозе. Хромосома, лишённая центромеры, не способна совершать упорядоченное движение и может затеряться. Обычно центромера хромосомы занимает определённое место. Это служит одним из признаков, по которому различают хромосомы.

       • Зайдите в Интернете на сайты http://zcww.cellsalive.com/mitosis.htm (митоз и клеточный цикл) и http://ru.wikipedia.org/wiki/ (фотосинтез), где вы найдёте много интересных сведений о клетке.

 

Прокариоты, эукариоты, органоиды клетки, мономеры, полимеры, нуклеиновые кислоты, нуклеотиды, ДНК, РНК, АТФ, ферменты, биосинтез, фотосинтез, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, гликолиз, клеточное (тканевое) дыхание, митоз, интерфаза, клеточный цикл.