Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

 

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

 

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

 

Творческий проект – это

 

·      самостоятельная творческая разработка.

 

·      реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.

 

·      проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

 

У каждого проекта должна быть цель.

 

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

 

 

 

В соответствии с целью должны  быть определены задачи проекта.

 

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

 

 

 

Разработка проекта разбивается на определенные этапы.

 

Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы.

 

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.

 

Основные этапы проектирования:

 

·                определение темы (идеи)

 

·                обоснованный выбор будущего продукта;

 

·                разработка проекта и его документальное оформление;

 

·                макетирование и моделирование;

 

·                практическое оформление;

 

·                экономическая и экологическая оценка  проекта и технологии;

 

·                защита проекта.

 

И в конечном итоге мы получаем:

 

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

 

Все вместе мы называем процессом проектирования.

 

Проектирование - процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

 

Давайте еще отметим несколько моментов, которые нужно понимать в проектировании.

 

Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

 

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

 

 

 

Выход проекта – продукт проектной деятельности.

 

 

 

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

 

 

 

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

 

И наконец, последнее понятие, мы с вами будем делать групповой проект. То есть совместный.

 

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата

 

Предложенные определения относятся к общим вопросам проектирования. Мы же с вами говорим о проектировании в робототехнике. Оно вписывается в общую теорию, но все-таки есть определенные отличия.

 

 Можно выделить три вида проектов:

 

1.      Учебный проект. При создании данного проекта мы создаем модели, которые уже существуют.  Такие проекты обычно групповые.

 

2.      Учебно-исследовательский проект. При создании данного проекта учащиеся берут готовую модель, исследуют ее свойства и создают подобную с новыми свойствами. Такими проектами являются представленные далее проекты «Робот манипулятор» и «3D сканер  твердых предметов»

 

3.      Творческий проект.  При выполнении этого проекта учащиеся самостоятельно придумывают новую модель, по определенной теме. В данном случае, проект представляет собой творческую модель ученика, им придуманную и реализованную с помощью деталей конструктора и других материалов

 

Большое значение имеет успешность проекта. Проект можно представлять на фестивалях творческих работ, конкурсах различного уровня и на различных этапах мировой олимпиады роботов в категории творческие проекты.

 

Правила творческой категории

 

·      Необходимо представить описание своего творческого проекта, содержащее:

 

1)        Бумажный плакат размером минимум 60х80 см., содержащий: название проекта, тему проекта, описание проекта, технические характеристики проекта, фотографии проекта и этапов реализации проекта.

 

2)        Электронный вариант плаката.

 

3)        Видеозапись проекта: видеоролик длительностью максимум 2 минуты и размером файла не более 10 MB.

 

·      Выявление победителя творческой категории будет производиться судейской коллегией.

 

·      Выбор победителя будет производиться в каждой возрастной категории:

 

o   Младшая группа:

 

o   Средняя группа:

 

o   Старшая группа:

 

·      Максимальное число очков для оценки проекта равно 160. Общий счет делится на следующие категории:

 

·      Соответствие теме:(максимум 60 очков)

 

Свободная тема (0 очков)

 

·      Оригинальность и/или творческий подход (максимум 30 очков). Проекты, в которых явно проявляются творческие способности и оригинальность  участников соревнования, получат больше очков, чем проекты, показывающие обычную сценку. Например, при отображении темы робота-спортсмена это может быть: изобретение нового вида спорта, нахождение нового способа участия робота в известных видах спорта или нахождение нового способа лаконичного изображения известных видов спорта. Такие проекты получат больше очков, чем просто демонстрация робота, поднимающего штангу.

 

·      Техническая сложность (максимум 30 очков). Проекты, более сложные в техническом исполнении, получат больше очков, чем проект, который просто использует большое количество конструкционных материалов.

 

·      Наличие и качество описания (максимум 20 очков). Проекты, сопровождающиеся качественным и подробным описанием, получат больше очков, чем проекты,  к которым описание отсутствует или недостаточно хорошо сделано.

 

o   Видеоролик – максимум 10 баллов

 

o   Плакат – максимум 5 баллов

 

o   Электронная версия плаката – максимум 5 баллов

 

·      Динамичность (максимум 10 очков). Проекты с высоким уровнем исполнения, которые максимально используют предоставленное место и являются самыми динамичными, получат больше очков, чем статичные проекты. Например, проект, о котором можно получить полное представление по снимку, получит меньше очков, чем проект, который нужно рассматривать в движении. 

 

·      Презентация (максимум 10 очков). Более интересные в художественном отношении проекты, презентация которых сопровождается активными действиями участников команды и/или вовлечением зрителей в некоторое действо, получат больше очков, чем те проекты, которые работают изолированно. Например, проект робота-спортсмена, который просто моделирует некоторые действия реальных спортсменов, получит меньше очков, чем робот, который может соревноваться с человеком.

 

 

 

Требования к проектно - исследовательской работе учащихся 10 - 11-х классов

 

1.Тема проектно-исследовательской работы и ее выбор

 

Основные требования к теме проектно-исследовательской работе:

 

1)  тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;

 

2)  в названии следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими;

 

3)  следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

 

2. Проектно-исследовательская  работа включает:

 

Титульный лист

 

Содержание

 

Введение

 

Главы, состоящие из 2 – 3 параграфов, в которых представлены теоретическая и практическая части проектно-исследовательской работы (структура глав определяется спецификой научной дисциплины)

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение (на усмотрение автора и научного руководителя)

 

3. Требования к оформлению титульного листа

 

В верхней части листа посередине указывается название учебного заведения, в центре - тема проектно-исследовательской работы, ниже темы справа Ф. И. О. учащегося, класс, Ф. И. О. руководителя, внизу - город и год написания.

 

Следующим после титульного листа должно идти оглавление (структурные единицы проектно-исследовательской работы – главы). Глава в свою очередь подразделяется на параграфы.

 

4. Основные требования к введению

 

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы проектно-исследовательской работы, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое (педагогическое) значение. Таким образом, тема проектно-исследовательской работы должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

 

Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Обычно одна задача ставится на один параграф.

 

Введение должно также содержать краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет две-три страницы текста.

 

5. Требования к первой главе проектно-исследовательской  работы

 

Первая глава проектно-исследовательской работы – теоретическая  часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Учителю при рецензировании, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдать логику изложения.

 

Теоретическая часть проектно-исследовательской работы подбирается из разных источников, однако здесь должно быть также отражено собственное мнение учащегося. В тексте работы должны быть ссылки на используемую литературу. Ссылки оформляются на странице. Далее приведена цитата проектно-исследовательской работы с ссылкой на литературный источник.

 

В сентябре 1860 года русские химики А.П. Бородин, Н.Н. Зинин, Т. Лесинский, Д.И. Менделеев, Л.Н. Шишков, В. Савич, Я.Ф. Натансон принимали участие в Первом международном химическом конгрессе в Карлсруэ. На съезде были установлены различие понятий о частице и атоме, об эквиваленте, было дано обоснование молекулярного учения1.

 

-----------------------------------------

 

Внизу страницы приведена ссылка

 

1Козлов В. В. Всесоюзное химическое общество имени Д. И. Менделеева(1868-1968). М.: Наука, 1971. С. 11.

 

Приведенные в проектно-исследовательской работе факты должны сопровождать самостоятельно сформулированные выводы.

 

Каждая глава заканчивается выводами. Их может быть несколько. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы.

 

 

 

6. Требования ко второй главе проектно-исследовательской работы

 

Вторая глава (практическая часть) работы может содержать описание учебного исследования, что определяется спецификой научной дисциплины. Данная структура соответствует требованиям к исследовательским работам естественно-научных дисциплин. В этом случае во второй главе приводится следующая информация:

 

·        Постановка проблемы (излагается обобщение теоретических и прикладных исследований вопроса, а затем прописывается авторская позиция, взгляд на проблему и ее исследование. Цели, задачи, предмет, объект, гипотеза исследования).

 

·        Методы и методика исследования. Описание этапов работы. Указываются название методики, ее автор, цели в данном исследовании. Сам текст и обработку методики можно дать в приложении.

 

·        Полученные результаты. Здесь учащийся представляет результаты своего исследования. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. В самом тексте главы даются наиболее обобщенные результаты. Более подробные и частные результаты и таблицы приводятся в приложении.

 

·        Интерпретация результатов (объяснение и сопоставление с известными исследованиями других авторов).

 

Практической частью может быть проведение занятия по теме проектно-исследовательской работы. В этом случае во второй главе приводится следующая информация:

 

·        Конспект занятия с обоснованием целей и задач. Материалы к уроку (таблицы, схемы, электронные презентации и т.п. приводятся в приложении)

 

·        Описание критериев эффективности проведенного занятия.

 

·        Результаты диагностической работы  (это может быть анкетирование учащихся, психологическая методика, результаты самостоятельной работы и т.д.).

 

·        Самоанализ урока.

 

7. Требования к заключению

 

Заключение - часть, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы.

 

8. Основные требования к списку литературы

 

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

 

Пример оформления книги:

 

Наумов Л.А. Борьба в руководстве НКВД в 1936-38 гг. («Опричный двор Иосифа грозного»). – М..: ООО «Модерн- А», 2006.

 

Пример оформления статьи из журнала:

 

Шипарева Г.А. Не бойтесь химических уравнений, или Как составлять уравнения реакций ионного обмена. //Химия для школьников – 2007 - № 4 – с. 27 – 30.

 

 

 

Пример оформления Интернет-источника

 

Менделеев Д.И. Заветные мысли. //www.ovo.mipt.ru/biblio. Ссылка действительна на 10.04.2009.

 

9. Требования к тексту работы

 

Наличие напечатанного текста работы является необходимым условием участия в конференции. На стендовой конференции текст находится рядом со стендом, на «докладной» передается экспертам перед началом конференции. На титульном листе должна присутствовать подпись руководителя. 

 

Текст должен быть напечатан 14 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура Times New Roman. Иллюстрации, графики вставляются в окна с обтеканием вокруг рамки. Объем основной части работы – не более 10 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с Требованиями к структуре работы (см. выше) . Остальной материал (подробные описания литературных источников и экспериментальной части, фотоальбомы, коллекции и др.) необходимо вынести в приложения, на которые даются ссылки в основном тексте работы и  объем которых не ограничивается.

 

Типичные ошибки в текстах работ:

 

·        сильное превышение установленного объема;

 

·        отсутствие структуры работы (неопределенность целей и задач, методов, результатов и выводов);

 

·        чрезмерная широта темы, что ведет к невозможности ее раскрытия школьником;

 

·        реферативный характер работы;

 

·        необоснованное или некорректное использование социологических опросов.

 

 

 

10. Требования к компьютерной презентации

 

1.   Презентация создается в программе PowerPoint.

 

2.   Презентация предназначена для иллюстрации устного выступления на докладной секции (проецируется на экран) или стендовой (показывается с экрана ноутбука) сессии.

 

3.   Презентация записывается СD-диск или USB-носитель.

 

4.   Презентация состоит из 10-12 слайдов.

 

5.   Текст в  презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial), количество текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – 20-24.

 

6.    Докладчик во время презентации излагает содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению.

 

7.   Примерный состав слайдов презентации:

 

а) название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (возможные варианты построения: текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования);

 

б) цель и задачи работы (варианты построения: текст, рисунок объекта исследования или проектирования);

 

в) блок-схема выполнения работы (варианты построения: гипотеза – методика – эксперимент - массив  данных – обработка - анализ – выводы);

 

г) демонстрация хода работы. Фото автора или коллектива, выполняющих работу. Карта или схема местности;

 

д) демонстрация объектов (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью;

 

е) таблица полученных данных (или массив данных в иной форме);

 

ж) выводы (текст – 3-5 пунктов);

 

з) благодарности руководителю и помощникам (возможные варианты построения: текст, рисунок, фото).

 

8. Слайды презентации не должны быть перегружены информацией; применение анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях.

 

9. При необходимости, презентация может включать фрагменты медиа-продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т. д.).

 

 

 

11. Требования к оформлению стенда

 

Размер площади для размещения стендового сообщения, как правило, составляет 800*800  мм. В верхней части стенда рекомендуется расположить полоску-поле шириной около 105 мм, содержащую название работы, выполненную кеглем 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе - фамилии авторов и научного руководителя, учреждение, где выполнена работа - кеглем 36 (8 мм высоты прописной буквы). В левом углу поля рекомендуется выделить индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

 

Текст, содержащий основную информацию о проделанном исследовании или проекте (в соответствии с требованиями к структуре работы) рекомендуется выполнить гарнитурой Arial, размер 20 или 22 через 1,5  интервала. Рисунки и графики должны иметь пояснение. Рекомендуем использование цветной графики. Фотографии должны нести конкретную информационную нагрузку. Оптимальное соотношение текстового и иллюстративного материала соответствует 1:1 по занимаемой площади стенда.

 

Любая дополнительная информация о проведенном исследовании (фотоальбом, гербарий, коллекция минералов и т.п.) может быть представлена автором непосредственно во время сессии. После окончания сессии материалы стенда полностью возвращаются автору.

 

 

 

Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию, других участников с содержанием работы и полученными результатами. Это не плакат, рекламирующий ваше исследование. Поскольку материал стенда не может охватить все исследование, будьте готовы ответить на вопросы конкурсной комиссии и пояснить любой текстовый и иллюстративный материал стенда.

 

12. Процедура защиты проектно-исследовательской работы

 

Не позднее, чем за 10 дней до защиты проектно-исследовательская работа представляется  на рецензию учителю. Проектно-исследовательская  работа передаётся на рецензирование. Рецензента назначает зав. кафедрой соответствующей методической кафедры.

 

Учащийся излагает суть работы в течение 7 минут. Нет смысла во время защиты полностью пересказывать работу. Нужно рассказать об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре работы, практической части проектно-исследовательской  работы,  сделанных в ходе работы выводах. Акцент при выступлении нужно сделать на практической части работы. Для лучшего восприятия излагаемого материала рекомендуется сопровождать доклад электронной презентацией.

 

После чего задаются вопросы по представленной проблеме. Комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет выпускнику отметку после защиты.

 

Требования к проектно-исследовательской
Microsoft Word Document 183.5 KB