lotka_full.xls
Microsoft Excel Table 87.0 KB
БазыДанных_Теория.ppt
Microsoft Power Point Presentation 1.9 MB

Как сделать лучшую презентацию

Советы о том, как делать хорошую презент
Adobe Acrobat Document 7.7 MB

ЕГЭ по информатике — это экзамен по выбору, который сдают абитуриенты IT-направлений. О том, как наилучшим образом подготовиться к этому экзамену, рассказал эксперт ЕГЭ, специалист по учебно-методической работе, разработчик программ подготовки к экзамену по информатике, Людмила Гонтарь.

Как сейчас обстоит дело с информатикой в общеобразовательных школах? Насколько хорошо школьники знают информатику?
В обычной школе на информатику отводится один-два часа в неделю. При этом программа обучения включает достаточно много материала, школьники изучают различные темы. В принципе, можно говорить о том, что дети хорошо знают информатику. Ко мне на курсы приходят, в основном, ученики с хорошими и отличными оценками. Но я могу анализировать уровень знаний по отдельным темам информатики, которые необходимы для сдачи ЕГЭ, и вот здесь не все так хорошо. Подготовиться именно к ЕГЭ на школьных уроках достаточно сложно. Информатика — это предмет по выбору, и для того чтобы получить здесь высокий балл, нужны дополнительные знания и, соответственно, дополнительные занятия с целью наиболее глубокого изучения определенных тем. Это может быть самостоятельное изучение, факультатив в школе, занятия с репетитором или на курсах — выбор за школьниками и их родителями.

В прошлом году из первой части ЕГЭ по информатике были исключены все тестовые задания, предполагающие выбор правильного ответа. Теперь участники экзамена должны самостоятельно вписать ответ. Насколько это усложнило экзамен?
Это очень хорошее нововведение. Экзамен стал труднее для слабых учащихся, так как выбор ответов позволял найти правильный методом подбора. Для остальных детей экзамен не усложнился.

По вашему опыту, какие разделы информатики самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? А какие темы самые простые?
Несколько заданий ЕГЭ можно относить к одной большой теме. Поэтому лучше говорить о том, что есть задания, в которых школьники допускают наибольшее количество ошибок. Я назову их номера: это задания № 5, № 9, № 10, № 11, № 12, № 16, № 18 и № 23. Первые пять — это базовые вопросы по таким темам, как «Неравномерное и равномерное кодирование», «Кодирование текста, звука, растровых изображений», «Рекурсивные алгоритмы» и «Адресация в сети Интернет». Наиболее частые причины проблем с этими заданиями — вычислительные ошибки или механистическое усвоение темы. При изменении вопроса школьник теряется, хотя решение задачи не меняется.

Задания № 16, № 18 и № 23 в школьном курсе почти или вовсе не рассматриваются. № 16 и № 18 — задачи повышенного уровня для детей, претендующих на высокий балл. Задание № 16 относится к теме «Системы исчисления», и ошибки здесь в основном вычислительные. В задании № 18 на преобразование логических выражений выпускники чаще всего ошибаются в технике исполнения. А вот задание № 23 технически самое сложное из всей первой части ЕГЭ, его выполняют лишь наиболее подготовленные школьники.

Кроме того, информатику не стоит сдавать детям, у которых есть проблемы с математикой. Если есть трудности с математикой, будет тяжело и на информатике. Эти два предмета очень тесно связаны.

Если говорить о самых простых темах, то это «Двоичные системы исчисления», «Таблицы истинности логических вычислений», «База данных и файловые системы», «Электронные таблицы», «Переменные, оператор присваивания» и «Вычислительные алгоритмы». Все они отражены в заданиях с № 1 по № 6, которые выполняют практически все ученики, и слабые в том числе.

За какие задания на ЕГЭ по информатике ставится наибольшее количество баллов? Как к ним лучше всего готовиться?
Чем выше номер задания, тем выше балл — так устроен ЕГЭ. Самое последнее задание — № 27 — оценивается выше остальных, а именно в 4 балла из первичных 35. За задания № 26 и № 24 можно получить по 3 балла, за задание № 25 — 2 балла, № 23 — 1 балл. Четыре задания части 2 (№ 24-27) составляют 34 балла из 100 тестовых, то есть более трети максимальной оценки за экзамен.

Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, нужно выполнять большое количество упражнений и каждый раз делать работу над ошибками. Также здесь важно обратиться за помощью к преподавателю, поскольку, чтобы самостоятельно освоить все это, нужно гораздо больше времени.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по информатике наилучшим образом?
Первое правило — это труд: нужно работать, работать и еще раз работать. Второй секрет — работа над ошибками, ее необходимо выполнять в обязательном порядке. И третье — при выполнении задания внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок по невнимательности. Обидно, когда школьники отвечают не на тот вопрос, который поставлен в задаче.
Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?
1. «Сайт ФИПИ»;
2. «Сайт К. Полякова»;
3. Сборники тестовых заданий ЕГЭ и тренировочных упражнений ФИПИ.

Какие есть «подводные камни» в заданиях части 2? На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?
Задание № 24 Здесь нужно уметь исполнять и понимать алгоритм, записанный на языке программирования. Поймешь — значит, выполнишь задания, указанные в номере, нет — значит, нет. В этом задании даются два-три вопроса, и в первом из них скрыт секретик к пониманию алгоритма и к нахождению тех ошибок, которые предлагается найти, выписать и исправить. Сначала ответьте на первый вопрос, это поможет вам понять алгоритм и найти ошибки.

Задание № 25 Для того чтобы выполнить это задание, необходимо прежде всего разобрать алгоритмы задач, предложенные в «Кодификаторе ЕГЭ по информатике» ФИПИ. В задании требуется составить алгоритм решения задачи на языке программирования, в частности, уметь работать с числами, уметь выбирать из множества чисел числа с требуемыми условиями, работать в любой системе исчисления, знать признаки делимости. Если ребята изучали «Алгоритмику» в школе, то им проще выполнить это задание. Школьники, которые приходят ко мне на занятия и не знакомы с этой темой, в первую очередь начинают последовательно изучать алгоритмы из «Кодификатора».

Задание № 26 В этом задании важно найти ответ на предложенный вопрос, сформулировать полный ответ и доказать правильность выбранного ответа.

Задание № 27 Задание творческое — и единственное, где выпускник должен самостоятельно написать программу. Обычно его успешно выполняют школьники, которые пишут программы не первый год и хорошо знают математику. Задание оценивается либо в 2 балла, либо в 4. На занятиях я с ребятами детально прорабатываю нюансы этого задания, чтобы на экзамене они получили максимум баллов.

До ЕГЭ по информатике остался один месяц. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время?
В оставшееся время нужно усиленно тренироваться для закрепления полученных навыков. Необходимо решать как можно больше задач и отдельно отрабатывать те задания, которые вызывают наибольшие трудности при выполнении. Если вы готовились к ЕГЭ самостоятельно, очень важно сейчас пройти консультацию с преподавателем, потому что у каждого задания есть своя изюминка, которую нужно знать.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Программы с рекурсией
abc.rar
compressed file archive 1.7 KB

Коэффициент корреляции - это статистический показатель зависимости двух случайных величин.

Коэффициент корреляции может принимать значения от -1 до +1. 

При этом, значение 

-1 будет говорить об отсутствии корреляции между величинами, 

0 - о нулевой корреляции, 

+1 - о полной корреляции величин. 

Т.е., чем ближе значение коэффициента корреляции к +1, тем сильнее связь между двумя случайными величинами.

 

Расчет корреляционной зависимости

Требуется выполнить расчеты корреляционной зависимости успеваемости учащихся от хозяйственных расходов школы.
   1. Заполнить электронную таблицу следующими данными:

   2. Построить точечную диаграмму зависимости величин.

3. Выполнить статистическую функцию KOPPEЛ, указав в диалоговом окне диапазоны значений: В2:В21 и С2:С21.
   4. Выписать значение коэффициента корреляции.

   Выполнить расчеты корреляционных зависимостей успеваемости учащихся от обеспеченности учебниками и от обеспеченности компьютерами, представленными в следующей таблице.

Задание для самостоятельного выполнения по теме «Корреляционные зависимости»

   Придумать таблицу парных измерений значений некоторых величин, между которыми существует гипотетическая корреляционная зависимость. Провести анализ этой зависимости на наличие линейной корреляции.
   Примерами соответствующих связанных величин могут служить:
   • уровень образования (измеренный, например, в годах обучения в целом) и уровень месячного дохода;
   • уровень образования и уровень занимаемой должности (для последней придумайте условную шкалу);
   • количество компьютеров в школе, приходящихся на одного учащегося, и средняя оценка при тестировании па уровень владения стандартными технологиями обработки информации;
   • количество часов, затрачиваемых старшеклассниками на выполнение домашних заданий, и средняя оценка;
   • количество удобрений, вносимых в почву, и урожайность той или иной сельскохозяйственной культуры.

При этом вы можете идти двумя путями. Первый, более серьезный и практически полезный: вы не просто придумываете гипотетическую корреляционную зависимость, но и находите в литературе действительные данные о ней. Второй путь, более легкий: вы рассматриваете это как игру, необходимую для понимания того, что такое корреляционная зависимость, и выработки технических навыков ее анализа, и придумываете соответствующие данные, стараясь делать это наиболее правдоподобным образом.

correlacia.pdf
Adobe Acrobat Document 536.9 KB

Обучающее видео. Простое и пошаговое объяснение, как нарисовать корреляционные плеяды с помощью SPSS. Матметоды в психологии.

Первая часть.