Изменения ЕГЭ по информатике 2021

За последние 5 лет ЕГЭ по информатике почти не менялся. Появлялись новые формулировки к уже существующим заданиям, частично менялись критерии оценивания развернутых заданий, вместо языка Си теперь в КИМах язык С++. Но глобальных изменений не происходило.

ЕГЭ по информатике 2021 существенно изменился, и главное нововведение — экзамен будет проходить теперь в компьютерной форме. Но это не значит, что все задания нужно решать только на компьютере! Часть заданий сохранилась с прошлых лет, и их придется решать «вручную». На экзамене можно будет использовать текстовый редактор, редактор электронных таблиц и среды для программирования, а это значит, что вычисления также можно будет выполнять на компьютере. 

Изменения коснулись заданий по программированию

1. Раньше нужно было написать фрагмент программы или полную программу в заданиях с развернутым ответом, чтобы ее могли оценить на правильность и эффективность. Теперь нужно написать программу и в ответе указать числа, которые выведет эта программа при определенных входных данных.

2. Увеличилось количество заданий, где необходимо самому писать программный код — раньше было всего 2 задания, теперь 6. Также убрали один язык программирования — Бейсик. Теперь на экзамене вам доступны четыре языка программирования для решения заданий, где программный код уже дан: Паскаль, Алгоритмический язык, Python и C++. А для того, чтобы самостоятельно написать программу, можно использовать языки C# и Java — или один из вышеперечисленных.

3. Появились новые задания на поиск данных в текстовом документе и на работу с электронными таблицами. Для таких заданий будут прилагаться уже готовые файлы, в которых что-то нужно будет найти или посчитать.

4. Большое задание по Теории игр теперь разбили на три отдельных задания, которые соответствуют пунктам старого задания 26.

5. Также на ЕГЭ нам не придется больше решать логические уравнения, которые всегда были одним из самых проблемных заданий на экзамене.

 

О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-24 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 25, 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 30 первичных баллов. 

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

 

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях — а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

 

Логика

Заданий по логике стало в два раза меньше. Теперь логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать  выражения.

 

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть задании (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями. Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций.

 

Информационные модели

С заданиями 1, 3 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами, а также с масками файлов.

Информация и кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование.

 

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

 

Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2021?

На ЕГЭ 2021 все задания будут с кратким ответом, больше не нужно писать подробные объяснения по теории игр и сдавать программный код на проверку на бумаге. Но это не значит, что все задания идентичны. Посмотрим, какие именно типы заданий встретятся на экзамене.

 

Задания, которые нужно решать «вручную»

Хотя ЕГЭ по информатике и проходит в компьютерной форме, в КИМах по-прежнему остаются задания, которые придется решать, как раньше — то есть на бумаге. Это задания 1-8, 11-15, 19-23, в них необходимо получить число или последовательность букв в ответе. За каждое задание можно получить 1 балл.

 

Задания, которые решаются с помощью компьютера

Все такие задания бывают трех типов:

1. Работа с предложенным файлом

2. Создание программы

3. Написание программы и получение ответа, используя предложенный файл

Разберемся с каждым типом отдельно.

Работать только с предложенным файлом нужно в заданиях 9, 10 и 18. Чтобы решить эти задания, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц. За каждое задание можно получить по 1 баллу.

Создать программу понадобится в заданиях 16, 17 и 25. Задача в том, чтобы написать код и получить на выходе какой-то ответ. Начальные данные, при которых нужно получить ответ, уже указаны в самом задании. За 16 и 17 задания можно получить по 1 баллу, за задание 25 — 2 балла.

Задания, где нужно написать программу и считать информацию из файла — это 24, 26 и 27. Задания 26 и 27 похожи на старое задание 27, где нужно было написать эффективную программу. Только теперь никто не будет проверять эффективность кода. Главное — узнать, что выведет программа при определенных данных. За задание 24 вы можете получить 1 балл, а за задания 26 и 27 — по 2 первичных балла.

 

Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2021?

Лучший способ — разобраться в каждой теме и выучить все необходимое. Как это сделать?

1. Для начала оцените текущий уровень знаний. Можно пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена. Таким образом вы поймете, что вы уже знаете, а над чем нужно еще поработать.

2. Если вы не умеете программировать, советуем заняться этим с самого начала учебного года. Задания на программирование приносят 11 первичных баллов из 30, это достаточно много.

3. Подумайте, смогут ли вас хорошо подготовить в школе. Оцените, что из школьной программы вы уже знаете, а что предстоит изучить в течение года.

4. Решите, как вам комфортнее заниматься: лично с преподавателем, в группе или онлайн.

5. Регулярно занимайтесь, уделяя время и теории, и практике!

 

 

процифунк.pptx
Microsoft Power Point Presentation 39.7 KB

Материалы прошлых работ

Алгебра логики.ppt
Microsoft Power Point Presentation 2.0 MB

Материалы К.Ю. Полякова

Файлы к тренировочной работе 9 класс
Faily_IN9_25102019.zip
Compressed Archive in ZIP Format 16.0 MB
var
  D, M: byte;

begin
  { ВВОДИМ ДЕНЬ И МЕСЯЦ: }
  write('D = ');
  readln(D); { <-- Вводим значение дня }
  write('M = ');
  readln(M); { <-- Вводим значение месяца }
  writeln;
  { Проверяем 1-й день: }
  if D = 1 then begin
    { Находим последний день предшествующего месяца: }
    case M of
     { Для 1-го дня 3-го месяца предшествующим 
     является 28-й день: }
      3: D := 28;

     { Для 1-го дня 5-го, 7-го, 10-го и 12-го месяцев
     предшествующим является 30-й день: }
      5,7,10,12: D := 30;

     { Для 1-го дня 1-го, 2-го, 4-го, 6-го, 8-го, 9-го и
     11-го месяцев предшествующим является 31-й день: }
      1,2,4,6,8,9,11: D := 31
    end;
    { Номер предшествующего месяца. Для M = 1 он  равен 12,
    а для остальных M - 1. Можем использовать такую формулу: }
    M := (M + 10) mod 12 + 1
  end { Остальные дни уменьшаем на 1 (месяц не изменяется): }
  else dec(D);
  { ВЫВОДИМ РЕЗУЛЬТАТ с форматированием. Если число 
  имеет одну цифру, то в начале добавляем 0: }
  write('Предшествующая дата: ');
  if D < 10 then write('0', D, '.')
  else write(D, '.');
  if M < 10 then writeln('0', M)
  else writeln(M);
  readln
end.