Планирование. Уроки на год.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Тип программы: программа основного  общего образования

 

Статус программы: рабочая программа  учебного курса

по информатике

 

Назначение программы:

для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

      для педагогических работников ГБОУ гимназии №1562

программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

     для администрации ГБОУ гимназии №1562

программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

 

Составлена на основе рабочей программы

 

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом  авторской программы по информатике \ Л. Босова  М.: БИНОМ 2011г.

Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения. Возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

 

Обеспечена учебником:

 

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

 

Категория обучающихся: учащиеся  5  классов ГБОУ гимназии №1562

Сроки освоения программы: 1 учебный год

Объем учебного времени: 34 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий:  1  час в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по  информатике  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

·                     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

·                     Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Учебный план ГБОУ гимназии №1562 на 2013- 2014 учебный год.

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Программа основного  общего образования по информатике: 5-9 классы.

 

Авторы:

Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

 

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение информатики в 5 классе на базовом уровне в объеме 34 часа (1 час в неделю).

 

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения информатике:

 

Место курса в общей программе. Специфика.

 

Информатика изучается в 5-9 классах основной школы, за счет часов части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии со стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ рабочая программа трактует данный курс как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны – на овладение обучающимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевой основой всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов,  способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

В системе школьного образования учебный предмет «Информатика и ИКТ» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности информатика обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Цели изучения информатики в основной школе:

·                     формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

·                     формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

·                     развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

·                     формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

·                     формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В настоящей примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Особенность данной рабочей программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В связи с тем, что данная программа ориентирована на углубленную модель организации образовательного процесса, в ней в полной мере задействован весь имеющийся в учебнике материал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания компьютерного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Этот вариант предполагает расширенное изучение материала за счет увеличенного в 2 раза количества учебных часов. Достаточно серьезное внимание уделяется выполнению проектных работ и других аналогичных видов работ, работа с сервисами платформы Google.

 

Логика  изложения  и  содержание    программы  полностью  соответствует  требованиям  федерального  компонента  государственного  стандарта  основного  общего  образования. Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

 

УМК обеспечивает:

1.       Формирование и развитие системы универсальных учебных действий;

2.       Развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов учащихся;

3.       Формирование ИКТ-компетентности и подготовку к сдаче ГИА;

4.       Подготовку молодых людей к жизни и продолжению образования в современном высокотехнологичном мире.

 

Цели обучения на этот год.

 

Изучение информатики и ИКТ в  5 классах направлено на достижение следующих целей:

·                     формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·                     пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

·                     воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Основные задачи.

 

·                     Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

·                     организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

·                     организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·                     создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

 

 

 

Содержание.( Основное содержание учебного предмета включает реферативное описание (2-3 предложения)каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. (можно включить в КТП)

 

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

·                     компьютер – универсальная машина для работы с информацией;

·                     формы представления информации;

·                     алгоритмы и исполнители;

·                     обработка информации.

 

1. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией:

Данный раздел подразумевает рассмотрение понятий информатика и информация, изучение устройства персонального компьютера как системы взаимосвязанных элементов.

Выделение основных базовых действий с информацией с точки зрения человека и компьютера.

 

2. Формы представления информации:

Данный раздел конкретизирует действия с информацией. Рассматриваются основные информационные процессы, связанные с хранением, передачей и обработкой информации. Предусматривается расширение знаний о наглядных способах представления информации.

 

3. Алгоритмы и исполнители:

Данный раздел дает представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи. Рассматриваются некоторые формы записи плана действий в качестве алгоритма. Рассматривается многообразие исполнителей алгоритмов. В качестве примера рассматриваются исполнители учебных планов, такие как Чертежник и Робот.

 

4. Преобразование информации:

В данном разделе рассматриваются способы преобразования, изменения информации с помощью различных программных средств. Изучается возможность изменения внешнего вида текстовой, числовой и графической информации. Рассматриваются возможности преобразования информации путем рассуждений или с помощью правил.

Характеристику учебного процесса в целом: формы, методы, средства и технологии обучения.

Задачей уроков информатики является формирование у   обучающихся информационной компетентности – одной из основных в современном общем образовании, которая носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя   целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано   на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе; преобразование   информационных объектов с помощью средств информационных технологий; этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде. Это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека и осознания его как составной части мироздания.  

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые  образовательные стандарты.

Системно-деятельностный подход при организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение следующих образовательных технологий: интернет-технологий, диалогового обучения, технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, технологию критического мышления, игровых технологий, ресурсосозидающих технологий, проектных технологий, рефлексивных технологий.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная, практикум.

Методы и формы решения поставленных задач:

В  обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести  работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса).  С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность,  которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. 

В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:

1) организационный момент;

2) активизация  мышления и актуализация ранее изученного (разминка,  короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение  нового  материала или фронтальная работа по  решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией;

4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);

5) подведение итогов урока.

Специфика контроля

Информацию  о  ходе  усвоения  учебного  материала  получают  в  процессе  следующих видов контроля:

·                текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;

·                промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;

·                итоговый контроль: контрольная работа, тест и др.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.

При выставлении оценок следует придерживаться общепринятых соотношений:

·                           40-60% — «3»;

·                           61-75% — «4»;

·                           76-100% — «5».

Характеристику особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей.

 

У учащихся 5 класса 2012-2013 года обучения  имеется достаточный уровень подготовленности к освоению данного учебного курса, т.к. на ступени начального обучения для этой  группы школьников была реализована программа курса «Информатика и ИКТ»  Н. В. Матвеевой. Поэтому программа в пятом классе реализуется с учетом уже имеющихся у обучающихся знаний.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса

на 2013 – 2014 учебный год

 

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

контроль

 

 

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

9

5,5

2,5

1

2

Формы представления информации.

11

6

4

1

3

Алгоритмы и исполнители.

9

4

4

1

4

Преобразование информации.

5

2

2

1

 

Итого:

34

17,5

12,5

4

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). (знать, уметь, понимать, различать и т.д.)

Статья 8 ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

·                     личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

·                     метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

·                     предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 

 

 

Планируемые результаты обучения

 

Общие результаты:

 

1.                   Предметные результаты:

·                     умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение понимать и правильно применять на бытовом уровне по­нятия «информация», «информационный объект»;

·                     различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·                     приводить простые жизненные примеры передачи, хра­нения и обработки информации в деятельности челове­ка, в живой природе, обществе, технике;

·                     приводить примеры информационных носителей;

·                     иметь представление о способах кодирования информа­ции;

·                     уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение при известной кодовой таблице;

·                     определять устройства компьютера, моделирующие основ­ные компоненты информационных функций человека;

·                     различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

·                     запускать программы из меню Пуск;

·                     уметь изменять размеры и перемещать окна, реагиро­вать на диалоговые окна;

·                     вводить информацию в компьютер с помощью клавиату­ры и мыши;

·                     уметь применять текстовый редактор для набора, редак­тирования и форматирования простейших текстов;

·                     уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

·                     уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

·                     знать о требованиях к организации компьютерного рабо­чего места, соблюдать требования безопасности и гигие­ны в работе со средствами ИКТ.

·                     умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

·                     умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

·                     умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

·                     навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

2.                   Метапредметные результаты:

·                     умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·                     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·                     умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·                     умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·                     смысловое чтение;

·                     умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

·                     формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентностей).

 

 

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

·                      уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

·                      владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

·                      владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

·                      владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·                      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

·                     широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

·                      опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

·                     владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

·                     владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

3.                   Личностные результаты:

·                     формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·                     формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·                     развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·                     формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

 

Тема

Предметные

Метапредметные

 

Личностные

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики.  Информация вокруг нас.

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Правильное поведение в компьютерном классе, правильно сидеть за ПК.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Научиться называть устройства компьютера и их функции;

правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью.

 

Показывать

основные устройства компьютера.

Правильно располагать пальцы на клавиатуре.

Ввод информации в память компьютера. Знакомство с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Научиться различать устройства ввода информации в память компьютера,

знать назначение клавиш на клавиатуре. Научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре;

вводить прописные и строчные буквы;

фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.

Вводить символы с клавиатуры. Вводить символы основной позиции с клавиатуры.

Управление компьютером.

Научиться определять программное обеспечение компьютера и его функции.

Вводить символы с клавиатуры.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Рабочий стол. Главное  меню. Запуск программ.

Научиться: называть основные объекты Рабочего стола;

выделять значок на Рабочем столе;

запускать программы с помощью главного меню;

изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;

изменять свойства панели задач;

узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;

упорядочивать значки на Рабочем столе. Научиться действиям с окнами программ. Научиться:

управлению компьютером с помощью меню.

Выполнять действия с мышью. Открывать

главное меню,

запускать программы. Использовать раскрывающие и контекстные меню.

Самоопределе-
ние – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях.

·                Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

·                Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Самопознание и самоопределение:

Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку.

Формирование идентичности личности.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Действия с информацией. Хранение информации.

Научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером. Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах).

Перечислять достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

Самоопределе-
ние – готовность и способность к саморазвитию. Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности
(социальная, учебно-познавательная, внешняя). Нравственно-этическая ориентация – умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;

формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.

Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,

основ правовой культуры в области использования информации.

Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;

формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.

 

 

Передача информации.

Научиться определять : источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях;

определять  способы передачи информации на разных этапах развития человечества;

Представление об информационном процессе передачи информации.

Кодирование информации.

Научиться кодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики

Многообразие окружающих человека кодов, роль кодирования информации. Приводить примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению.

Формы представления информации, методы координат.

Научиться переходить от одной формы кодирования информации к другой по способу представления графической информации с помощью чисел

Применять метод координат для представления графической информации.

Текст как форма представления информации. Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Научиться:

Отличать тексты один от другого по их виду и форме. Углубить представление учащихся о формах представления информации, акцентировать внимание учащихся на тексте как на одной из наиболее распространенных форм представления информации.

Способы обработки текстовой информации.

Табличная форма представления информации. Структура таблиц.

Акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатков текстовой формы представления информации, дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.

Научиться решать логические задачи с помощью таблиц.

Применение таблиц для структурирования информации.

Наглядные формы представления информации.

Научить представлять текстовую информацию в графическом виде.

Подчеркнуть роль наглядной формы представления информации.

Открывать программу Калькулятор и использовать её.

Обработка информации

Дать учащимся представление о процессе обработке информации, о 2-х типах обработки информации, расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.

Научиться определять тип обработки информации и приводить примеры

Запускать и завершать работу программы Калькулятор, выполнять отдельные команды с помощью меню, выполнять простые вычисления с помощью программы.

Открывать текстовый редактор и вводить текст.

Обработка текстовой информации.

Расширить представление учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах; ввести понятие документа.

Научиться запускать приложение  Word, Создавать документ в приложении Word, вводить текст, сохранять.

Научиться

редактировать текст (вставлять пропущенные буквы, удалять лишние буквы, заменять одну букву на другую и т.д.).

Редактировать текст в текстовом редакторе.

Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению

 

Редактирование текста. Поиск информации.

Научиться основным приемам работы с текстом. Дать представление о фрагменте текстового документа, расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста Научиться искать слова в тексте и заменять их на другие при помощи специальных функций текстового редактора.

Осуществлять поиск информации в учебнике, словаре. Приводить примеры систематизации информации.

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества
в разных ситуациях.

Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Научиться систематизировать информацию по некоторому признаку; форматировать текст. Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержания; дать самое общее представление о систематизации информации.

Форматировать текст в текстовом редакторе.

Форматирование – изменение формы представления

Дать представление об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере; расширить представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

Форматировать документ для различных целей.

Компьютерная графика.

Научиться называть программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области; обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов; расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

Использовать графические возможности компьютера для различных целей.

Инструменты графического редактора

Систематизировать представления учащихся об обработке информации, состоящей в изменении формы ее представления без изменения содержания; закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint.

Научиться выбирать цвет, пользоваться инструментами художника и чертежника в графическом редакторе Paint.

Использовать основные инструменты графического редактора.

Обработка графической информации.

Познакомить учащихся с приемами создания комбинированных документов; дать представление об одновременной работе в двух приложениях.

Научиться редактировать отсканированное изображение.

Преобразование информации по заданным правилам.

Углубить представления учащихся о задачах обработки информации; познакомиться с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор.

Редактировать и форматировать графические объекты.

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Самоопределение – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,

эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Преобразование информации путем рассуждений.

Расширить представления о задачах обработки информации; дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.

Научиться получать информацию путем рассуждений.

Решать логические задачи.

Разработка плана действий и его запись. Алгоритмы и исполнители.

Дать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; показать некоторые формы записи плана действий.

Научиться составлять план действий для решения конкретной задачи.

Составлять план действий.

Линейные алгоритмы. Алгоритмы ветвления. Алгоритмы повторения. Исполнитель Чертежник. Решение задач с помощью Чертежника.

Научиться составлять план действий для решения сложной задачи.

Решение задачи с помощью последовательной детализации.

Создание движущихся изображений.

Дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.

Научиться создавать простейшие презентации с элементами анимации.

Создавать движущиеся изображения.

Создание движущихся изображений.

Научиться создавать анимированные сцены.

Создавать движущиеся изображения.

 

 

Тематическое планирование

к учебнику «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса

Автор Угринович Н. Д.

Примерное распределение часов по темам

 Разделыстандарта

 

Главы, параграфы и пункты учебников

Практические работы

Кол-во часов

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности

 

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

1.1. История развития вычислительной техники

1.2. Архитектура персонального компьютера  

1.3. Операционные системы

1.3.1. Основные характеристики операционных систем

1.3.2. Операционная система Windows

1.3.3. Операционная система Linux

1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации

1.4.1. Защита с использованием паролей

1.4.2. Биометрические системы защиты

1.5. Физическая защита данных на дисках

1.6. Защита от вредоносных программ      

1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы

1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них

1.6.3. Сетевые черви и защита от них

1.6.4. Троянские программы и защита от них

1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них

1.1. Виртуальные компьютерные музеи

1.2. Сведения об архитектуре компьютера

1.3. Сведения о логических разделах дисков

1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе

1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux

1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

1.8. Защита от компьютерных вирусов

1.9. Защита от сетевых червей

1.10. Защита от троянских программ

1.11. Защита от хакерских атак

11

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей)

Глава 2. Моделирование и формализация

2.1.  Моделирование как метод познания

2.2.  Системный подход в моделировании

2.3.  Формы представления моделей

2.4. Формализация

2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей

2.6.1. Исследование физических моделей        

2.6.2. Исследование астрономических моделей

2.6.3. Исследование алгебраических моделей

2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия)

2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия)

2.6.6. Исследование химических моделей

2.6.7. Исследование биологических моделей

2.1. Исследование интерактивной физической модели

2.2. Исследование интерактивной астрономической модели

2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели

2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия)

2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия)

2.6. Исследование интерактивной химической модели

2.7. Исследование интерактивной биологической модели

8

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

 

Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

3.1. Табличные базы данных

3.2. Система управления базами данных

3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных

3.2.5. Печать данных с помощью отчетов

3.3. Иерархические базы данных

3.4. Сетевые базы данных

3.1. Создание табличной базы данных

3.2. Создание формы в табличной базе данных

3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

3.5. Создание отчета в табличной базе данных

3.6. Создание генеалогического древа семьи

8

Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Глава 4. Информационное общество

4.1. Право в Интернете

4.2. Этика в Интернете

4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

 

3

 

Глава 5. Повторение по курсу «Информатика и ИКТ».

 

 

5

Всего в 11 классе

 

 

35

Тематическое планирование

к учебнику «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса

Автор Угринович Н. Д.

Примерное распределение часов по учебным темам

 

 Разделыстандарта

 

Главы, параграфы и пункты учебников

Практические работы

Кол-во часов

Информация и информационные процессы

Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации

Введение «Информация и информационные процессы»

 

4

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

 

Глава 1 «Информационные технологии»

1.1. Кодирование и обработка текстовой информации

1.1.1.  Кодирование текстовой информации

1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах

1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах

1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

1.1.5. Системы оптического распознавания документов

1.2. Кодирование и обработка графической информации

1.2.1.  Кодирование графической информации 

1.2.2. Растровая графика

1.2.3. Векторная графика        

1.3. Кодирование звуковой информации

1.4.Компьютерные презентации

1.5. Кодирование и обработка числовой информации

1.5.1.  Представление числовой информации с помощью систем счисления

1.5.2. Двоичное кодирование чисел в компьютере

1.5.3. Электронные таблицы

1.5.4. Построение диаграмм и графиков

 

1.1. Кодировки русских букв.

1.2. Создание и форматирование документа

1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

1.5. Кодирование графической информации

1.6. Растровая графика  1.7. Трехмерная векторная графика

1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

1.9. Создание flash-анимации

1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука  1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»

1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1.15. Построение диаграмм различных типов

13

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска

 

Глава 2. Коммуникационные технологии

2.1. Локальные компьютерные сети

2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет

2.3. Подключение к Интернету

2.4. Всемирная паутина

2.5. Электронная почта

2.6. Общение в Интернете в реальном времени

2.7. Файловые архивы

2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

2.9. Геоинформационные системы в Интернете

2.10. Поиск информации в Интернете

2.11.  Электронная коммерция в Интернете

2.12.  Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

2.13. Основы языка разметки гипертекста

2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети

2.2. Создание подключения к Интернету

2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса

2.4. Настройка браузера

2.5. Работа с электронной почтой

2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

2.7. Работа с файловыми архивами

2.8. Геоинформационные системы в Интернете

2.9. Поиск в Интернете  2.10. Заказ в Интернет-магазине

2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора

16

Повторение

 

 

2

Всего в 10 классе

 

 

35

Планирование 5-6 класс
пл5-6.doc
Microsoft Word Document 211.5 KB
Планирование 7-9 класс (1 час)
пл7-9.doc
Microsoft Word Document 284.0 KB
Планирование 10-11 класс
Программа 10-11.doc
Microsoft Word Document 84.0 KB
Планирование 9 класс (2 часа)
9.docx
Microsoft Word Document 54.5 KB