Основы экологии

Типовые вопросы части А

 

A1 Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

  1. производители органических веществ
  2. потребители органических веществ
  3. разрушители органических веществ
  4. разрушители неорганических веществ

 

A2 У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие:

  1. проявляется постоянно
  2. зависит от климатических условий
  3. носит случайный характер
  4. не влияет на их жизнь

 

A3 В биогеоценозе большое разнообразие видов растений и животных, разветвлённые пищевые связи являются причинами его:

  1. смены
  2. развития
  3. саморегуляции
  4. устойчивости

 

A4 Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в:

  1. вовлечении в биологический круговорот химических элементов
  2. увеличении скорости круговорота воды
  3. регулировании численности растений
  4. регулировании численности животных

 

A5 Агроценозом называют:

  1. оболочку Земли, заселенную живыми организмами
  2. территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования
  3. территорию, отведенную для сбора лекарственных растений
  4. искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности человека

 

A6 Биогенная миграция в биосфере - это круговорот входящих в состав организмов:

  1. энергетических запасов
  2. химических элементов
  3. органических веществ
  4. неорганических веществ

 

A7 Недостаток азотных солей в почве может быть ограничивающим фактором для жизнедеятельности:

  1. дождевых червей
  2. посевного гороха
  3. белокочанной капусты
  4. обыкновенных кротов

 

A8 Непрерывное перемещение углерода, азота и других элементов в биогеоценозах осуществляется в значительной степени благодаря:

  1. действию абиотических факторов
  2. жизнедеятельности организмов
  3. действию климатических факторов
  4. вулканической деятельности

 

A9 Накопление в клетках хвощей кремния относят к функции живого вещества:

  1. окислительной
  2. восстановительной
  3. концентрационной
  4. газовой

 

A10 Роль растений в биоценозе:

  1. потребление и преобразование органических веществ
  2. создание органических веществ из неорганических
  3. разложение органических веществ до неорганических
  4. очищение окружающей среды

 

A11 В экосистеме озера к консументам относят:

  1. водоросли и цветковые растения
  2. бактерии-сапротрофы
  3. рыб и земноводных
  4. микроскопические грибы

 

A12 Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:

  1. фотосинтеза
  2. восстановления минералов
  3. дыхания
  4. грозовых разрядов в атмосфере

 

A13 В симбиоз с деревьями вступают:

  1. трутовики
  2. бактерии гниения
  3. плесневые грибы
  4. шляпочные грибы

 

A14 "Парниковый эффект" связан с накоплением в атмосфере Земли:

  1. углекислого газа
  2. кислорода
  3. аэрозолей
  4. инертных газов

 

A15 Показателем биоразнообразия экосистемы служит:

  1. небольшое число видов, имеющих высокую численность
  2. большое число видов с различной численностью
  3. небольшое число доминирующих видов
  4. большое число особей доминирующего вида

 

Типовые вопросы части B

В1 В природной экосистеме, в отличие от искусственной:

  1. длинные цепи питания
  2. продуценты изымаются из круговорота
  3. небольшое число видов
  4. осуществляется саморегуляция
  5. замкнутый круговорот веществ
  6. используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

 

В2 Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности:

  1. белок
  2. лисиц
  3. ласок
  4. дроздов
  5. паразитов
  6. кротов

 

B3 Установите соответствие между видом насекомого и трофичеким уровнем, к которому он относится: 

ВИД НАСЕКОМОГО

ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. божья коровка
  2. стрекоза
  3. бабочка-капустница
  4. медоносная пчела
  5. колорадский жук
  6. жужелица

А) консумент первого порядка
Б) консумент второго порядка

 

B4 Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений: 

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

  1. аскарида - человек
  2. таежный клещ - белка
  3. морж - двустворчатый моллюск
  4. паук - муха
  5. блоха - крыса
  6. сова - лесная полевка

А) паразит - хозяин 
Б) хищник - жертва

 

B5 Установите последовательность этапов восстановления смешанного леса после пожара:

А) появление хвойных деревьев
Б) появление кустарников
В) появление однолетних травянистых растений
Г) появление лиственных деревьев
Д) появление многолетних травянистых растений

B6 Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода:

А) образование в клетках растений глюкозы 
Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
В) образование углекислого газа в процессе дыхания
Г) использование органических веществ в процессе питания
Д) образование крахмала в клетках растений