При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
♀ |
женский организм |
♂ |
мужской организм |
× |
знак скрещивания |
P |
родительские организмы |
F1, F2 |
дочерние организмы первого и второго поколения |
А, В, С... |
гены, кодирующие доминантные признаки |
а, b, с... |
аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки |
АА, ВВ, СС... |
генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку |
Аа, Вb, Сс... |
генотипы моногетерозиготных особей |
аа, bb, сс... |
генотипы рецессивных особей |
АаВb, AaBbCc |
генотипы ди- и тригетерозигот |
А B, CD |
генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании |
А , а , АВ , cd |
гаметы |
Пример записи схемы скрещивания (брака)
– желтая окраска семян, – зеленая окраска семян.
Запись в буквенной форме: |
|
Запись в хромосомной форме: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Запись в хромосомной форме, как отмечено выше, является более предпочтительной. При написании схемы скрещивания (брака) обязательно следует указывать фенотипы всех рассматриваемых особей, поколение, к которому они принадлежат (F1, F2 и т.д.), а также пол родителей и потомства. Гаметы следует обвести кружком (при невыполнении этого можно спутать гаметы с генами генотипа).
К распространенным ошибкам, допускаемым учащимися при оформлении задач, относятся также случаи, когда генотип женского организма написан не слева (принятая форма записи), а справа. Довольно часто встречаются ошибки, когда у гомозиготных особей отмечается два типа гамет, например:
|
|
или |
|
|
Такая запись не имеет смысла, так как должно быть указано не число гамет, которых может быть множество, а только число их типов. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» также лишена смысла, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.