Структурированный конспект по общей биологии для физ-мат. классов

Пояснительная записка

 

                Данный структурированный конспект предназначен для учащихся 10-11 классов средней школы  в качестве дополнительного материала. Структурированный конспект можно использовать как отдельными блоками, так и все сразу, при изучении нового материала и при его повторении. Структурированный конспект не заменяет учебника, а служит путеводителем при изучении общей биологии. Написан структурированный конспект на основе опыта преподавания биологии в средней школе, помогает избежать трудностей, связанных с недостатками изложения материала.  Сложно работать с учебником школьнику, пропустившему несколько уроков или решившему самостоятельно изучить тот или иной материал.

 

            Структурированный конспект состоит из тем-блоков. Охватывает все темы общей биологии по программе средней школы.

            Все блоки построены по одному плану:

- название темы;

- перечень основных понятий и фактов, подлежащих изучению;

- вопросы для самоконтроля.

Такое построение материала продиктовано методикой  использования данного руководства.

 

            Использовать структурированный конспект можно следующим образом:

-          При самостоятельном изучении материала школьник имеет на руках короткий структурированный конспект к действию. Перечень понятий, короткое изложение материала и контрольные вопросы позволяют школьнику самому изучить тему. Эту методику можно предложить школьнику, самостоятельно изучающему тему, и школьнику, пропустившему уроки по данной теме.

-          При использовании структурированного конспекта, как дополнительного материала на уроках при изучении темы позволяет учителю сразу показать на вводном уроке весь объем материала, подлежащего изучению. Школьник сразу и в полном объеме получает перечень понятий, фактов, которые следует изучить. Кроме того, школьник может сам определить на первоначальном этапе понятия, на которые следует обратить внимание и на вводных лекциях, беседах будет осознанно искать ответы на интересующие вопросы.

-          Аналогично можно использовать структурированный конспект при повторении материала перед экзаменами.

 

Выделение в тексте узловых терминов и понятий позволяет оперативно, в случае необходимости, найти необходимую информацию.

Ниже следует перечень блоков-тем с описанием понятий и фактов, изложенных в методическом руководстве.

 

БИОЛОГИЯ - НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.

            Биология - наука об окружающем мире. Научный метод.  Гипотеза, эксперимент, теория. Признаки живой  материи.  Подходы  к изучению живых организмов.

 

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД.

            Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений об "изначальной целесообразности" и неизменности природы. Работы К.Линнея по систематике. Труды Ж.Кювье. Зарождение  эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые  русские эволюционисты.

 

Д А Р В И Н И З М

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.  Искусственный отбор - как отражение в деятельности человека процессов, происходящих в природе. Искусственный отбор -  путь  создания  пород домашних животных и сортов культурных растений. Основные  положения учения Ч.Дарвина. Наследственность и  изменчивость  организмов.  Размножение  организмов  в  геометрической  прогрессии. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор движущая сила эволюции органического мира. Творческая роль естественного отбора. Приобретение  приспособлений к  изменяющимся  условиям окружающей среды как  результат  действия  естественного  отбора. Относительность приспособленности организмов. Вид -  элементарная единица эволюции. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. Влияние хозяйственной деятельности  человека на структуру и воспроизводство популяций.

 

М И К Р О Э В О Л Ю Ц И Я

            Генетические процессы в популяциях. Волны  жизни.  Естественный отбор - направляющий фактор эволюции  живых организмов. Формы естественного отбора. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И Шмальгаузен). Географическое  и экологическое видообразование. Результаты микроэволюции: приобретение приспособлений и видообразование

 

М А К Р О Э В О Л Ю Ц И Я

            Главные направления биологической  эволюции  (ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация). Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (А.П.Северцов). Систематические группы. Естественная система органического мира  как отражение эволюции. Основные закономерности эволюционного  процесса: дивергенция,  конвергенция,  параллелизм,  необратимость эволюционных преобразований. Результаты эволюции:  многообразие видов, органическая  целесообразность,  постепенное  усложнение организации.

 

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

            Подразделение истории Земли на эры  и  периоды.  Глобальные геологические и климатические изменения. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Низшие  растения.  Примитивные губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие.  Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений  (водоросли, псилофиты). Появление сосудистых растений. Папоротникообразные. Появление голосеменных. Первые леса. Эволюция  животных. Возникновение хордовых. Первые наземные членистоногие. Появление челюстных рыб. Появление и  расцвет  земноводных.  Возникновение пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.  Господство голосеменных. Появление и распространение  покрытосеменных растений. Появление птиц и млекопитающих. Вымирание  древних голосеменных растений, рептилий. Развитие жизни на Земле в  кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений,  многообразие насекомых. Расцвет класса птиц. Развитие плацентарных млекопитающих. Появление хищных. Развитие приматов. Развитие всех отрядов плацентарных млекопитающих. Появление первых представителей  семейства. Люди.

 

П Р О И С Х О Ж Д Е Н И Е  Ч Е Л О В Е К А

            Развитие жизни на Земле в четвертичном  периоде  кайнозойской эры. Эволюция приматов. Направление эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди (кроманьонцы).  Человеческие расы, единство их происхождения. Положение человека  в системе классификации животного мира. Дарвин о животном  происхождении человека. Движущие силы атропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в  становлении человека. Соотношение биологического и социального в эволюции человека. Антинаучная сущность "социального дарвинизма" и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни  в  социальном прогрессе человечества.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ

            Биосфера и ее границы (по В.И. Вернадскому). Биомасса  поверхности суши и мирового океана. Круговорот веществ в  природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот  углерода,  азота, серы, фосфора, воды.

 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

            Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов, сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы. Факторы, управляющие сезонными изменениями в живой природе. Фотопериодизм. Климатические факторы и их влияние на  организм.  Интенсивность действия фактора и выживаемость организмов. Биотические  факторы. Экологические системы:  биоценоз,  биогеоценоз,  агроценоз. Изменения в биоценозах. Пищевые взаимоотношения организмов. Цепи питания. Потери энергии в цепях питания. Оценка состояния  и регуляция численности популяций. Взаимоотношения в экосистемах: внутривидовые, межвидовые. Продуктивность биоценозов.

 

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ

            Микро- и макроэлементы. Неорганические компоненты  клетки: вода и ее роль в клетке; катионы и анионы и их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Основные  органические  вещества, входящие в состав клетки: белки, их  строение  и  функции; жиры и углеводы как структурные компоненты и источники  энергии в клетке; нуклеиновые кислоты, их типы, строение и функции,  удвоение молекул ДНК, синтез РНК, АТФ.

 

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ

            Две формы клеточной организации живых организмов.  Прокариотическая клетка на примере клеток бактерий и синезеленых  водорослей. Эукариотическая клетка. Разнообразие клеточных  типов  у эукариот. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма и ее структура на примере клетки животных: наружная  цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи,  лизосомы, митохондрии, рибосомы, клеточный центр; органоиды движения - жгутики и реснички. Включения и их биологическая роль. Ядро клетки, строение и функции. Хромосомы, понятие  о  кариотипе. Видовое постоянство числа хромосом.  Особенности строения клеток растений (клеточная стенка, вакуоли, пластиды).

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ

            Обмен веществ и превращение энергии в клетке - основа  всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка. Трансляция, транскрипция.

 

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК

            Деление  клеток - основа размножения и индивидуального развития  организмов.  Жизненный  цикл  клетки.  Митотический  цикл клетки, митоз (амитоз).

 

ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ

            Половое и бесполое размножение. Многообразие способов бесполого размножения  (вегетативное,  почкование,  спорообразование). Образование половых клеток.  Мейоз.  Особенности  образования  и строения мужских и женских половых клеток. Оплодотворение.  Развитие половых клеток и двойное оплодотворение у цветковых растений.

 

ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

            Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Понятие о зародышевых листках и  их  производных. Первичный органогенез. Дифференциация клеток и тканей. Взаимодействие частей развивающегося зародыша.

 

 

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

            Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Регенерация. Вредное влияние алкоголя и  курения на развитие организма человека.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ

            Генетика - наука о закономерностях наследственности  и  изменчивости. Понятие о гене. Реализация генетической  информации. Генотип. Фенотип.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

            Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Гибридологический  метод  исследования  наследственности. Аллельные гены и их локализация. Множественный аллелизм.      1-й закон Менделя - закон доминирования. Неполное доминирование. 2-й закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты  гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующие скрещивание.       3-й закон Менделя - закон независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности.      Нарушения сцепления генов в результате кроссинговера. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с  полом.  Взаимодействие генов. Генотип как система взаимодействующих генов. Методы генетических исследований.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ

            Генотипическая изменчивость - комбинативная и  мутационная. Уровень и место возникновения различных комбинаций  генов  и  их роль в создании генетического разнообразия особей в пределах вида. Классификация мутаций по уровню и месту возникновения.  Частота и причины мутаций. Значение мутаций для практики  сельского хозяйства. Производственные условия как возможная причина  повышенной частоты мутаций у человека.  Закон  гомологических  рядов наследственной  изменчивости  (Н.И.Вавилов).  Цитоплазматическая наследственность.

            Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней  среды  в развитии и проявлении признаков.  Статистические  закономерности модификационной изменчивости. Вариационный  ряд  и  вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием

 

СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ

            Задачи современной селекции. Исходный материал. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов). Селекция растений. Основные методы  селекции: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора: индивидуальный и массовый. Самоопыление у перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия  и отдаленная гибридизация. Преодоление нескрещиваемости и  бесплодия при отдаленной гибридизации растений (Г.Д. Карпеченко).  Отдаленная гибридизация домашних животных. Продуктивность культурных растений и домашних животных. Селекция микроорганизмов. Значение для медицины, микробиологической и других отраслей промышленности (получение антибиотиков...). 

 

ВВЕДЕНИЕ.docx
Microsoft Word Document 34.2 KB
Общая характеристика биологии в додарвиновский период
Общая_характеристика_биологии _в_додарви
Microsoft Word Document 21.7 KB
ДАРВИНИЗ1.docx
Microsoft Word Document 24.2 KB
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ.docx
Microsoft Word Document 19.2 KB
МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.docx
Microsoft Word Document 18.9 KB
РАЗВИТИЕ_ОРГАНИЧЕСКОГО_МИРА.docx
Microsoft Word Document 17.1 KB
ПРОИСХОЖДЕНИЕ_ ЧЕЛОВЕКА.docx
Microsoft Word Document 15.0 KB
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ_ОРГАНИЗМА_И_СРЕДЫ.docx
Microsoft Word Document 13.2 KB
ОСНОВЫ_ЭКОЛОГИИ.docx
Microsoft Word Document 16.5 KB
ХИМИЧЕСКАЯ_ОРГАНИЗАЦИЯ_КЛЕТКИ.docx
Microsoft Word Document 29.0 KB
СТРОЕНИЕ_И_ФУНКЦИИ_КЛЕТКИ.docx
Microsoft Word Document 22.8 KB
ОБМЕН_ВЕЩЕСТВ.docx
Microsoft Word Document 15.2 KB
ДЕЛЕНИЕ_КЛЕТОК.docx
Microsoft Word Document 15.9 KB
ФОРМЫ_РАЗМНОЖЕНИЯ_ОРГАНИЗМОВ.docx
Microsoft Word Document 19.3 KB
ЭМБРИОНАЛЬНОЕ_РАЗВИТИЕ_ЖИВОТНЫХ.docx
Microsoft Word Document 13.8 KB
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ_РАЗВИТИЕ.docx
Microsoft Word Document 16.3 KB
Основы_генетики.doc
Microsoft Word Document 39.0 KB
Основные_закономерности_наследственности
Microsoft Word Document 63.0 KB
ОСНОВНЫЕ_ЗАКОНОМЕРНОСТИ_ИЗМЕНЧИВОСТИ.doc
Microsoft Word Document 19.2 KB
СЕЛЕКЦИЯ.docx
Microsoft Word Document 13.1 KB
Геохронологическая таблица.
GT.docx
Microsoft Word Document 17.6 KB

Биология Пономаревой И.Н. и др. для 5-9 классов

5 класc

6 класc

7 класc

8 класc

9 класc

 

Завершенная предметная линия учебников «Биология» (концентрический курс) коллектива авторов под руководством И.Н. Пономаревой предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Она разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.). Учебники курса входят в систему учебно-методических комплектов (УМК) «Алгоритм успеха». УМК по биологии Пономаревой И.Н. и др. выпускает издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».

В основе концепции курса - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи.

Учебники по биологии Пономареврй И.Н. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует ФГОС ООО 2010 г.

Состав УМК «Биология» Пономаревой И.Н. и др. для 5-9 классов:
- Учебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. (7 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. (9 класс). 
- Рабочая тетрадь. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Суматохин С.В., Кучменко В.С. (7 класс); Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (8 класс); Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. (9 класс).
- Дидактические карточки. 6, 7 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Шурхал Л.И. (7 класс).
- Тестовые задания. 6, 7, 8, 9 классы. Автор: Солодова Е.А.
- Методическое пособие. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Николаев И.В. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Суматохин С.В., Кучменко В.С. (7 класс); Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (8 класс); Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. (9 класс).
- Программы + CD. 5-11 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др.
- Методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» + CD. 5-9 классы. Автор: Громова Л.А.

Учебники по биологии разработаны в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. Учебники содержат вопросы и задания для контроля усвоения учебного материала, лабораторные и практические работы по основным темам курса. Учебники для 7-9 классов дают возможность углубленного изучения биологии.

В содержании учебников по биологии отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных организациях на данной ступени обучения, такие, как наблюдение, описание, биологический эксперимент, моделирование и др. Учебники по биологии содержат сведения о передовых достижениях современной биологической науки, биотехнологии, селекции и др. Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся. Изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью и последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов (разнообразные цветовые и шрифтовые выделения, алгоритмы, графики, схемы, иллюстрации и др.).

К учебникам разработаны рабочие тетради по биологии. Система заданий в рабочих тетрадях по биологии направлена на формирование, развитие и закрепление учебных знаний и умений, универсальных учебных действий, развитие самостоятельности учеников в познавательной деятельности, содействует формированию таких предметных практических навыков, как организация и проведение экспериментов, наблюдений, описаний и измерений. Содержание заданий позволяет учителю реализовывать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика. Предлагаемые в рабочих тетрадях по биологии Пономаревой, Корниловой, Суматохина, Маша и др. задания, имеющие различный познавательно-обучающий характер, соответствуют названным разделам и параграфам учебников.

Дидактические карточки соответствуют программе базового курса биологии и содержанию учебника. Карточки могут быть использованы учителем на разных этапах обучения: при объяснении нового материала и его закреплении, для проверки знаний, а также для индивидуальной и коррекционной работы с учётом интересов, возможностей и уровня развития конкретных учеников. Карточками могут пользоваться и ученики для самоконтроля учебной деятельности.
Первая цифра - порядковый номер карточки, вторая цифра - номер параграфа учебника, к которому относятся вопросы и задания. Задания к дополнительному материалу учебника отмечены знаком *.

Тестовые задания дают возможность проверить свои знания и облегчают запоминание учебного материала.

Методические пособия содержат авторскую образовательную программу, примерное поурочно-тематическое планирование и методические рекомендации к проведению уроков, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Предложен дополнительный методический материал, который можно использовать на уроке или в задании для домашней работы. Структура и содержание методических пособий соответствует структуре и содержанию учебников. Пособия адресованы учителям и методистам общеобразовательных учреждений.

Пограммы предназначены для организации обучения биологии в 5-11 классах общеобразовательных организаций. Издание содержит программы по биологии для 5-9 классов и 10-11 классов (базовый уровень). Программа для 5-9 классов соответствует ФГОС ООО (2010 г.), программа для 10-11 классов - ФГОС СОО (2012 г.). Программа курса биологии в основной школе даётся с двумя вариантами планирования, соответствующими разным вариантам распределения традиционных блоков «Растения», «Животные», и «Человек». При этом общие биологические закономерности могут изучаться либо постепенно, начиная с 5 класса, либо отдельным блоком в 9 классе. К программам прилагается CD, содержащий тематическое планирование для 5-11 классов, который поможет учителям и методистам подготовить рабочую программу курса. Адресовано учителям общеобразовательных организаций.

В пособии «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников»рассмотрены принципы организации проектной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классов в области биологии и экологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО, способы и формы организации такой деятельности. Приведены примерные программы и тематическое планирование разных форм проектной и исследовательской деятельности школьников. Даны рекомендации по организации работы школьного научного общества, проведению школьных конференций и конкурсов. Адресовано учителям общеобразовательных организаций и методистам.

По материалам сайта: www.vgf.ru